Выступление замечательного Учителя и Преподавателя
Галины Петровны Тимошенко.
Нам без отдыха и срока жужжат в уши,
сообщая разнообразные знания,
в нас вливают их, словно воду в воронку,
и наша обязанность состоит лишь
в повторении того, что мы слышали.
М. Монтень.
При системном подходе рассмотрения школьного и вузовского процесса обучения проявляются следующие предельные проблемные ситуации, которые заключаются:
Метод обучения.
В сравнении с прошлым веком в настоящее время технологий обучения – множество, и различных фактов в виде знаний в память обучаемого сейчас помещают и количественно больше, и методически разнообразно. При этом метод, заложенный в основу технологий обучения, так и оставался до недавнего времени неизменным.
Основательно закрепощённый в научном сознании, этот метод являлся аксиомой в теории обучения. Это объяснительно-иллюстративный метод обучения и его различные модификации, при котором преподаватель и в школе, и в вузе был предназначен для выполнения двух предельных функций:
Устаревший объяснительно-иллюстративный метод опирался на механическую память обучаемого, развивал привычку к пассивному восприятию, бездумному заучиванию и шаблонным способам действия. Механическое запоминание растущей по объёму информации в процессе обучения увеличивало малоэффективную нагрузку на мозг обучаемого и порождало ряд взаимосвязанных негативных последствий:
«Оправдывающий себя» на начальном этапе обучения, когда для решения известных задач успешно можно пользоваться практически одними и теми же готовыми (профессиональными) знаниями, устаревший объяснительно-иллюстративный метод становится тормозом в развитии мышления обучаемого на последующих этапах. Кроме того, объём базисных знаний в школе и вузах растёт и, как следствие, увеличивается нагрузка на память тех, кто обучается. Вследствие этого – основой «эффективности» такого процесса становится принуждение к обучению, а результатом – фрагментарные знания у обучаемого.
В ещё недавнее время преподаватели в своей профессиональной деятельности сталкивались со следующими проблемами обучения, когда у обучаемых отсутствует интерес (желание):
Одна из причин этого – перегрузка механической памяти обучаемых, при которой защитные механизмы их мозга отключают каналы восприятия информации – и любые попытки активизировать работу механической памяти в этой ситуации приводят к нервозам и стрессовым состояниям, а как следствие, к росту психосоматических заболеваний среди обучаемых.
Психофизиология личности.
В основе деятельности преподавателя (какой бы методики он не придерживался) должна быть заложена точная диагностика физического, психического состояния обучаемого, его умственных возможностей. Для этого преподаватель должен обладать достаточными знаниями в области психофизиологии личности. При правильной диагностике возможна эффективная организация обучения – развитие, совершенствование психических функций мозга личности: внимания, памяти, мышления и т.д.
Система образования, в целом, и профессиональная деятельность преподавателя, в частности, формируют существенную часть среды развития обучаемого. Обучение призвано помочь адаптироваться личности в окружающем мире, при этом развитие функций левого полушария мозга связано в большей степени с социальной средой и определяет уровень социальной адаптации, а развитие функций правого полушария определяет адаптацию в природной среде. И то, и другое в равной степени необходимо для жизнедеятельности личности.
В системе образования, основанной на объяснительно-иллюстративном методе –обучение в большей степени левополушарное. Правополушарному интеллекту уделяется слабое внимание.
На приведённой схеме Лангмейера, символически выражающей соотношение между возможной и действительной реализацией некоторых наших способностей, хорошо видны результаты такого обучения.
Образовательные программы в виде лекций-монологов, текстовое содержание учебников и учебных пособий, различные методические приёмы обучения ориентированы в основном на развитие левополушарного мышления, что в итоге формирует бесплодный аналитический ум:
Ответы обучающихся в общепринятой форме на занятиях мало что проявляют - такие ответы являются показателем развитости механической памяти, которая как дымовая завеса, скрывает действительное содержание сознания обучаемого.
Обучение, опирающееся в основном на словесно-знаковую информацию, нарушает взаимосвязь между системой конкретного отражения действительности и системой отражения мира в виде понятий – нарушается синхронность функционирования первой и второй сигнальных систем личности:
В системе образования, основанной на устаревшем объяснительно-иллюстративном методе, обучение чаще всего носит искусственный характер.
На занятиях жизненные ситуации моделируются с помощью учебных абстрактных или надуманных задач, слабо связанных с реальностью. Поэтому такая успешная учёба не может быть гарантией эффективного использования таких знаний в реальной жизни. Тем более, если обучающимся используется механическая память, «натасканная» на эти искусственные ситуации – после такого обучения ему ещё предстоит сделать свою память эффективной, научившись реагировать не на модели, а на подлинные жизненные обстоятельства.
Абстрактные образы-модели, основу словесного абстрагирования, хранит в памяти левое полушарие мозга, а реальные образы и события хранит память правого полушария. Когда обе памяти работают синхронно, тогда обучение становится естественным.
Синхронизация работы памяти «неразрывно связана с тренировкой воображения, с чьей помощью воспроизводятся те ситуации, в которых и на которые наша память должна реагировать».
Когда обучающимся предлагается готовый анализ и синтез искусственно представленных ситуаций, тогда их учат тому, что думать, а не тому, как думать, блокируя возможность лучшей организации своей памяти и мышления.
Форма представления информации.
Форма представления информации для изучения, как информационный сигнал, обладает уникальным воздействием на сознание обучающегося.
Существуют определённые формы сигнала (представления информации), которые вызывают повышенное внимание, волнение, захваченность и, как следствие, - внушаемость личности.
Как правило, такое воздействие на сознание сопровождается резким перепадом эмоций и вызовом высокого уровня доверия к информации при резком снижении критичности мышления обучаемого.
После такого воздействия ранее принятая информация полностью или частично стирается, предыдущие ценности необратимо теряют свою оценочную значимость, а новые ценности из воздействующего информационного сигнала занимают доминирующее положение в системе оценок личности.
Такое уникальное воздействие сигнала названо термином – фасцинация.
Например, абстрактность и смысловая многозначность описания, смысловые смещения и противопоставления (и в тексте, и в речи), включив активное эмоциональное воображение личности, действуют на неё как сильнейшее фасцинирующее средство. Такие средства воздействия относятся к семантической фасцинации.
Система ценностей личности, приобретённая после фасцинирующего воздействия информационного сигнала, обладает повышенной устойчивостью к иным системным воздействиям в связи с эмоциональной блокировкой способности критичного мышления личности.
В напряжённой социальной среде подобные фасцинирующие воздействия системных мировоззренческих идей способствуют формированию устойчивого фанатизма собственной или идейной исключительности, косности мышления и психологической зависимости личности от источника фасцинирующего сигнала.